Детские обои и мировосприятие ребенка

Детские обои и мировосприятие ребенка

Первые представления об окружающем мире начинают формироваться у ребенка с первых минут его жизни. Это и понимание простейших взаимосвязей и закономерностей и наработка умений применять полученные знания в доступной практической деятельности и первые представления о красоте и гармонии. У японцев существует поговорка: «Трехлетний ребенок до ста лет живет!». Она говорит о том, что все, что было заложено в ребенка в раннем возрасте, в той или иной мере сопровождает его всю жизнь. В ранний период жизни особенно гибка, ранима и восприимчива психика ребенка, его эмоциональная сфера. Одежда,игрушки,интерьеры играют значительную роль в формировании личности. В силу этого, индустрия детских товаров развивается с учетом особенностей детской возрастной психологии. Эта задача достаточно сложна, учитывая скорость и значительность изменений, происходящих в душе ребенка по мере его взросления. Этапы формирования детской психики определены в возрастной психологии, но они очень условны и зависят от огромного количества внешних факторов.

Не вдаваясь в тонкости и особенности каждого этапа, попробуем обрисовать влияние интерьеров, окружающих ребенка, на формирование его психологического здоровья. Прежде всего, интерьер это то, что ребенок видит постоянно и он должен чувствовать себя в нем комфортно. Особую роль здесь играют обои. Эта значимость определяется тем, что площадь стен в помещении — самая большая обозримая площадь и обои всегда находятся перед глазами вне зависимости от места нахождения. Лежа, стоя, сидя ребенок всегда видит перед собой или над собой ту или иную часть стены. На что он прежде всего обращает внимание?

ЦВЕТ. Даже взрослые, подсознательно опираясь на знание того, что комната — это не все, стараются придать ей характер некой интимности, отгороженности от остального пространства, стараются создать «норку» куда можно спрятаться от окружающих бед и забот. Для ребенка же его комната — это почти весь его мир, его среда обитания, из которой он время от времени делает «разведрейды» во вне и куда он возвращается полный впечатлений и эмоций. И цветовое решение детской должно соответствовать подобному эмоциональному состоянию. Броские, кричащие цвета и сильные контрасты не помогают ребенку успокоиться и начать осознавать только что приобретенный опыт, более того они способствуют нарастанию эмоционального напряжения, результатом чего может стать нервозность, плохой сон, ребенок может начать капризничать. Конечно же, детская комната не должна быть скучной и яркие цветовые решения имеют право на существование, но выбор следует остановить на спокойных оттенках, на теплых тонах. Производители обоев учитывают этот фактор при разработке палитры детских обоев для своих маленьких потребителей. Мягкие розовые, желтые, зеленые, голубые краски создают ощущение тепла и покоя, ощущение защищенности, что очень важно в раннем возрасте.

Подростковые интерьеры гораздо более интенсивны и даже агрессивны, что обусловлено особенностями детской психики в «трудном возрасте». Это и некий бунт, и более—менее осознанный поиск себя в этом мире, и стремление выделиться, обозначить свою индивидуальность и непохожесть. Половое созревание так же серьезно влияет на требования, предъявляемые к интерьерам. Да, в этом возрасте уже проявляются именно требования к тому помещению, в котором подростку предстоит жить. С точки зрения цвета, это выражается в смягчении цветовой палитры для девочек, в стремлении к гламурности и даже будуарности. Краски от чистых переходят в сложные, многоплановые, тона заменяются на полутона. Романтичность, ожидание «принца на белом коне» очень характерны для девичьего подросткового интерьера. Юноши начинают осознавать себя мужчинами и, как следствие, они требуют более строгих цветов и линий. Все, что связано с истинно «мужскими» занятиями становится востребованным. В цвете это выражается в отказе от мягкого и «девчачьего». Чистые, сильные тона, «металлик» становятся приоритетными, отражающими эмоциональную составляющую мальчика-подростка. И не стоит навязывать «тинейджеру» свое взрослое понимание комфорта и уюта. Подростковая психика очень ранима, эмоции чрезвычайно сильны и ярки. «Своя» комната становится не только и не столько укрытием от окружающего мира, сколько «крепостью» внутри квартиры, цитаделью за стенами которой можно спокойно, без вмешательства «предков», самостоятельно решить «свои» проблемы.

РИСУНОК. Первые месяцы своей жизни ребенок не способен воспринять рисунок. Его мозгу не с чем сравнить то, что нарисовано на обоях, это не соотносится в его сознании ни с чем. Поэтому вместо фигурок птичек, зверюшек, бабочек и т.д. он видит лишь цветовые пятна и только начиная с где-то с возраста полугода они приобретают для ребенка очертания и смысл. Более того, частый и мелкий рисунок так же не воспринимается детским сознанием. Поэтому психологи советуют подбирать обои с крупным рисунком, выделяющемся на основном фоне. Сюжеты могут быть самыми разнообразными. Производители обоев активно используют растительные мотивы, изображения зверей и птиц, персонажей популярных мультфильмов. Выбор достаточно велик и проблем с подбором, как правило не возникает. Единственный совет, который дают детские психологи в плане создания интерьера детской комнаты заключается в том, что, по-возможности, следует использовать обои-компаньоны и бордюры. Это разнообразит и оживляет внешний вид стен, смягчает ритмику повтора рисунка на обоях, создает для ребенка дополнительные зоны внимания.

Рисунок на обоях в подростковых комнатах становиться четко разделенным по половому признаку. Девочки-подростки отдают предпочтение мягким флористическим, фантазийным или абстрактным сюжетам, подростки-юноши тяготеют к четким линиями и присутствию контрастных тонов. Примером тому может служить яркая контрастная полоска. Общим является то, что сами обои отходят на второй план и все более выступают лишь фоном для разнообразных заркал, кашпо, плакатов, стикеров и т.д. Зачастую, подросток выбирает просто цвет стены (окрашенные стены, обои под окраску), а собственно интерьер формируется с помощью мебели и аксессуаров.

Существует мнение, что обои в детских комнатах следут заменять раз в 2-3 года. Оно имеет право на существование. Ребенок растет очень быстро и очень быстро меняется его мировосприятие. Срок в 2-3 года обусловлен тем, что по истечении его ребенок переходит на следующий этап своего физического и психического развития. На основе этого в детской психологии разработана градация, которая разделяет период роста и взросления на этапы: младший дошкольный возраст, средний, старший и т.д. Конечно же, градация условна, как и все, что связано с психикой человека, но эти этапы — наиболее четко прослеживаемые границы, когда количество опыта переходит в новое качество психического развития. Конечно же в дошкольном возрасте не обязательно менять обои, но мы ведь хотим, чтобы наши дети жили в тех комнатах, где им будет не только чисто, тепло и светло, но и интересно. А в создании интересных интерьеров обои играют далеко не последнюю роль. Что же касается подростков, то они сами подскажут вам, что пришло время перемен. На смену фотографиям машинок и полочек с куклами придут постеры с любимыми исполнителями, потребуется замена маленького зеркала на зеркало во весь рост, вместо роликовых коньков ребенок попросит купить ему скутер... Словом, вы все почувствуете сами.

Отдельных исследований на тему «Как обои воздействуют на развитие и мировосприятие ребенка?» не проводилось. Но, учитывая то, что воздействие интерьера на состояние психики и даже на психическое здоровье изучено достаточно хорошо, можно утверждать, что обои, как составляющая часть интерьера оказывает воздействие на человека. Направленность этого воздействия обуславливается тем же цветом и рисунком. Известно, что различные цвета воздействуют на психику по-разному. Яркие, светлые гаммы тонизируют и возбуждают. Мягкие, спокойные — оказывают успокаивающее воздействие. Если столовую оформить в ярких тонах красно-оранжевой палитры, это будет стимулировать аппетит. Зеленые и коричневые тона в кабинете способствуют сосредоточенности, активизируют внимание. Сон придет быстрее, если спальня оклеена обоями пастельных оттенков. Дети более восприимчивы к цвету, поэтому следует более осторожно подходить к цветовым решениям детских комнат. Отправной точкой должно стать то, что цветовая палитра детских комнат должна способствовать формированию позитивного взгляда ребенка на окружающий мир. Это же в полной мере относится и к рисунку обоев. Симпатичные добрые зверюшки, смотрящие на малыша с обоев вызовут ответную радостную улыбку, растительные, флористические рисунки успокоят и подарят крепкий здоровый сон. Влияние обоев на интеллектуальное развитие ребенка является опосредованным. Спокойный, эмоционально стабильный ребенок, пребывающий в хорошем настроении легче воспринимает информацию, полнее ее усваивает и смелее пытается воплотить приобретенные знания в жизнь.

Технические приемы и методы изготовления детских обоев принципиального значения не имеют. В зависимости от того, что разработчик дизайна хотел в него , может быть использована и поверхностная печать и трафаретная (Screen Printing)и любая другая техника. Например, английская компания Fromental для рынка США разработала и выпускает серию детских обоев, в ручную нарисованных на шелке. Иное дело — степень экологичности процессов и материалов. Живя в не очень чистой среде, естественно желание максимально оградить свое жилище от возможных вредных влияний. Все большее количество людей стремиться не использовать в быту синтетику. Тем более, если это касается ребенка. Но следует учитывать, что наряду с природными, экологически чистыми существуют и экологически безвредные материалы. В основе их производства лежат технологии, не наносящие вреда окружающей среде и позволяющие создавать безвредную для здоровья человека продукцию. Ограниченное их применение в сочетании с натуральными материалами позволяет достигать новых более высоких стандартов качества, значительно повышать потребительские свойства. Примером подобной продукции могут служить обои американской фабрики YORK. Давно отказавшись от технологии производства обоев путем печати рисунка по синтетической поверхности (в частности, винилу), YORK разработал и внедрил иную технологию производства обоев для домашних интерьеров. Обои, выполненные в технике печати по винилу (т.н. виниловые обои), «вынуждены» нести его на себе довольно много (до 200 гр. на 1 кв.м.). Это обусловлено тем, что напечатать рисунок можно только на толстом слое винила. Только толстый слой винила можно сделать достаточно пористым, чтобы краска устойчиво на нем держалась. При всем том, что технологии выработки обойного винила постоянно совершенствуются и сегодня для производства обоев используется только экологически безвредный винил, обои, выполненные в технике печати по винилу имеют один очень серьезный недостаток. Это их слабая паропроницаемость. Такой толстый слой винила не обеспечивает достаточного газообмена между стеной и помещением. Рисунок на обоях YORK печатается на бумаге и сверху ламинируется очень тонким слоем винила (15-17 гр. на 1 кв.м.). Такое количество винила совершенно не препятствует свободному перемещению воздуха и, вместе с тем, создает покрытие,защищающее поверхность от повреждений и попадания влаги не бумагу. Влагостойкость обоев YORK объясняется тем, что молекула воды в 4 раза больше молекулы воздуха. Из-за малого количества винила обои YORK не имеют характерного синтетического запаха и не выделяют веществ, вредных для здоровья человека. Более того, для печати рисунков используются только водорастворимые краски (печать-то идет по бумаге). Безопасность продукции YORK подтверждается и американскими и европейскими и российскими гигиеническими сертификатами. И, последнее. Детская коллекция YORK выгодно отличается от коллекций других производителей количеством и разнообразием дизайнов. К обоям разработано огромное количество бордюров, панно, стикеров самых разных сюжетов. Цветовая гамма отражает все модные сегодня тенденции и полностью соответствует рекомендациям детских психологов. Кроме того, в коллекции присутствуют дизайны, ориентированны на все возрастные группы детей и подростков.